Apple Computer inc. (1976), Google (1998), Hewlett-Packard (1939), Microsoft (1975) – все эти преуспевающие гиганты выросли из стартапов. В основе каждого из них была заложена идея.
Стартап – с английского startup, startup company – это новая компания на начальном этапе своего развития; фирма создается, как правило, небольшой группой человек (2-5) для реализации перспективной идеи, с целью получение прибыли.
Хотя создание новой компании зачастую связано с большим риском и отсутствием ресурсов, наличие своей «фишки» и мобильность позволяют таким проектам успешно конкурировать с неповоротливыми крупными компаниями, у которых с новыми идеями как раз сложно.
Чтобы запустить стартап и чтобы он был успешным, нужны 3 составляющие:
1. гениальная идея (и не одна!);
2. гениальные люди (опять же, с гениальными идеями);
3. инвесторы.
Энергия молодости, увлеченность своим проектом, самоотверженный труд, желание довести все до конца - все это способствует успеху стратапа. К слову отметим, средний возраст стартапера, по статистике, – 24-25 лет (мировой гигант Hewlett-Packard был основан в 1939 г. Уильямом Хьюлеттом и Дэвидом Паккардом - выпускниками Стэнфордского университета).
Итак, когда найдена идея и поставлена цель, вам нужно сделать первый шаг. Возьмите лист и набросайте бизнес-план. Опешите преимущества «новинки», потребителя, возможные риски и т.д., и действуйте, но запаситесь терпением. Сложностей может быть много, а бросать проект на полпути никак нельзя. Хотя, конечно, если направление выбрано правильно, работа настолько увлечет вас, что от одной мысли, что вы делаете невозможное при ограниченных ресурсах, в кровь будет выделяться адреналин. Если адреналина и драйва нет, если вы чувствуете, что «это не моё», вероятно есть смысл завершить стартап и подумать над новой идеей.
Второй пункт успешного стартапа - гениальные люди. С одной стороны, речь идет о вас и о вашем партнере, и нет смысла набирать большую команду. Но в определенный момент все равно встанет задача подбора персонала.
Для достижения успеха молодая компания как никто другой нуждается в ценных кадрах. Крупные компании привлекают новых сотрудников высокими зарплатами и гарантией стабильности. Вам же нужно сделать акцент на другом - предложите людям возможность самовыражения и свободный график (не все соискатели горят желанием работать «офисным планктоном»). Прямой взаимодействие с руководством тоже большой плюс. Говорить потенциальным сотрудникам о неопределенном будущем компании (по статистике, лишь 1 из 10 стартапов добивается успеха) не нужно. Создать атмосферу стабильности. Предложите гибкий соцпакет. Приглашайте молодых специалистов. Нехватка опыта будет единственным недостатком, который компенсируется огромным желанием работать, невысокими требованиями к оплате труда и «незамутненным» свежим взглядом.
Гипотезу надо проверить
Набирать большой штат сотрудников и запускать производство – поступок опрометчивый. Продукт надо сначала протестировать.
Даже, если в соответствии с вашим бизнес-планом, все должно быть идеально и большая прибыль вам обеспечена, не торопитесь. Это вряд ли имеет что-то общее с действительностью. Любая гипотеза требует проверки. Если она прошла успешно, можно тратить время и средства на то, чтобы растиражировать полученный опыт уже в рамках большего масштаба. Вспомните, на любом производстве сначала выпускают опытный образец, изучают его характеристики, проверяют, корректируют, а потом запускают. Нет смысла тратить деньги и время на продукт, который впоследствии будет никому не нужен.
Успехов!