Привлечение новых сотрудников в крупную компанию обычно не составляет проблем. Известное имя, хорошая репутация и стабильность облегчают подобную задачу. К тому же, вопросами найма занимается хорошо организованная кадровая служба, все четко, выверено, понятно. Крупная компания также может себе позволить обратиться в специализированные агентства. Другой вопрос, как нанять персонал молодой компании?
Для начала рассмотрим, какие существуют модели набора персонала.
1. Привлечение исключительно молодых специалистов с возможностью их дальнейшего роста. Таким образом, в компании «выращиваются» собственные кадры, преданные организации. Среди очевидных плюсов - удовлетворенность людей своим положением и, соответственно, высокая стабильность коллектива, и низкая текучесть кадров.
2. Набор специалистов на любые позиции и их поощрение за индивидуальные результаты. Так собираются «спортивные команды». В этом случае компании будет обеспечен высокий интеллектуальный потенциал, что очень важно, например, при ведении агрессивной стратегии.
3. В компаниях, работающих по проектным принципам или просто с сезонной нагрузкой, принято иметь постоянных сотрудников, а новых работников привлекать по необходимости, под проекты.
4. На предприятиях, работающих в сфере высоких технологий, молодых специалистов привлекают постоянно и на все должности, начисляется оплата за индивидуальные достижения и в зависимости от квалификации.
В небольших компаниях работу по набору персонала выполняют кадровики или руководитель фирмы. Но независимо от того, кто этим занимается, задача одна – набрать людей, обладающих нужными качествами. Прежде, чем приступить к данному процессу, стоит проанализировать ситуацию и понять, нужно ли в принципе набирать сотрудников. Если обязанности можно перераспределить между существующими работниками, свободную должность проще ликвидировать.
С одной стороны, набор персонала требует затрат, а ошибки в выборе делают их еще больше, но с другой стороны, удачный выбор сотрудников увеличивает капитал компании и повышает ее престиж, снижает текучесть. Поэтому, если привлечение новых специалистов необходимо, при наборе персонала следует придерживаться приведенной ниже схемы действий.
Исключая ошибки
Чтобы избежать ошибок при найме персонала, создайте организационную структуру компании. Определите, какие позиции нужны в компании для достижения успеха и получения прибыли. Поняв, какие функции должны выполняться, опишите должности.
Далее перечислите навыки, которыми должен обладать идеальный сотрудник. Решающим фактором при приеме на работу человека должны быть именно они, а не родственные или другие связи.
Определите источники финансирования оплаты труда по каждой позиции. Она будет оплачиваться, потому что она приносит доход или потому что экономит затраты?
После найма квалифицированного сотрудника, его нужно удержать, значит – мотивировать. Разработайте план, как вы будете заинтересовывать людей. Попробуйте превратить недостатки в достоинства. Не все соискатели желают работать «офисным планктоном» - предложите им свободный, гибкий график и возможность самовыражения, сделайте акцент на прямом взаимодействии с руководством, предложите уникальный социальный пакет, создайте атмосферу стабильности.
Лучшая стратегия развивающейся компании при наборе персонала - смелость и креативность в решениях и подходах.