Для чего нужен бизнес-план? Во-первых, для того, чтобы упорядочить в голове все мысли относительно будущего бизнеса, во-вторых, для того, чтобы провести анализ конкурентов, и, в-третьих, для того, чтобы примерно представить, как может развиваться фирма, и какую прибыль она может принести. Структура этого финансового "прогноза" во многом зависит от целей. Одно дело, когда вы готовите бизнес-план для себя, и совсем другое, если для инвестора (в этом случае к составлению документа нужно подойти более ответственно).
Скажем сразу, что первый бизнес-план скорее всего не будет иметь ничего общего с действительностью, как минимум потому, что начинающим предпринимателям свойственно переоценивать собственные силы. Специалисты рекомендуют сразу делить сумму ожидаемой месячной прибыли на два, чтобы маленький доход не был неожиданностью.
Можно составить бизнес-план самостоятельно, а можно обратиться к профессионалам, но будьте внимательны! Пусть это лучше будет 5 или 10 наполненных смыслом страниц, чем 50 страниц воды. Если вы пишите документ для себя, структура и оформление могут быть произвольными, если хотите получить государственные инвестиции, нужно заполнить представленный на сайте госстуруктуры бланк бизнес-плана, в котором уже прописаны основные пункты.
Итак, первоначальный вариант бизнес-плана может содержать три графы.
"Инвестиционные затраты". В этот столбик нужно внесите стоимость оборудования, которое нужно вам для открытия компании. Например, чтобы оборудовать офис, вам потребуются: столы, компьютеры, принтеры и т.п.. Сюда же нужно внести стоимость аренды помещения. Все деньги, которые вы вложите - это ваши инвестиционные расходы, которые впоследствии должны вернуться в виде прибыли.
"Текущие расходы". В этот столбик записываются повседневные траты. Фиксируйте все: расходы на получение различных документов в налоговой, СЭС и других организациях, покупку канцелярии, оплату рекламы, налогов и зарплаты сотрудников.
"Текущие доходы". Используя нехитрые математические вычисления, вы можете примерно оценить возможный месячный доход от бизнеса. Для этого нужно продумать, какое количество заказов вы можете получать в месяц, а потом это число поделить на два.
Далее вы можете проработать бизнес-план более детально, описав ценность проекта, его конкурентные преимущества (почему люди будут хотеть работать именно с вами), возможные риски.
В процессе работы и развития компании, важно возвращаться к бизнес-плану, редактировать его. Некоторые показатели будут расти, другие отставать. Курс можно корректировать. Своевременный анализ изменений оставит вам возможность для маневра.