Как нет двух одинаковых бизнесов, так и не может быть двух одинаковых бизнес-планов. В интернете, конечно, можно найти готовый бизнес-план, только подойдет ли он вам? Справедливости ради отметим, что даже бизнес-план, написанный самостоятельно, далек от реальности. Расчет прибыли на основе цифр, взятых с потолка, будет оптимистическим, но в действительности все получится по-другому.
Закладывайте в планы самый худший сценарий, прописывайте риски и возможные шаги по отступлению или их ликвидации, закладывайте резервы, готовьтесь вносить в бизнес-план корректировки. Предупрежден – значит, вооружен. Гораздо приятнее, когда дела идут лучше, нежели вы ожидали, чем наоборот.
Если вам не нужен инвестор или государственные субсидии, и вам самому все понятно, можно ограничиться таблицей в Excel, сделав прогноз дохода по месяцам и на конец года, а также таблицу учета доходов и расходов по статьям. Крупное дело требует более внимательного отношения и четкого планирования.
Бизнес план должен содержать несколько разделов. Как минимум это:
Типовой бизнес-план, точнее его структуру можно взять за основу для написания собственного бизнес-плана. Неподходящие или непонятные пункты можно исключить.
Общепринятая структура бизнес-плана такова:
Резюме. Если вы планируете привлекать инвесторов, бизнес-план должен начинаться с выводов (на 1-2 страницы), именно эту часть они будут читать в первую очередь (а возможно ей и ограничатся). Резюме, как самостоятельный рекламный документ, должно содержать цели, информацию относительно размера кредита, предполагаемые сроки погашения, список возможных инвесторов, описание собственных средств и того, какую выгоду инвестор может извлечь для себя, если согласиться участвовать в данном проекте.