Сотрудники большой компании – это ее помощники, сотрудники новой, развивающейся компании – это ее успех. Человеческие ресурсы в малом бизнесе играют ведущую роль в создании конкурентной организации. Найти людей с гениальными идеями и серьезным потенциалом сложно (ведь просто хороших специалистов на начальном этапе развития бизнеса недостаточно), но когда они найдены, сотрудников надо направлять и мотивировать максимально эффективной решать задачи.
Обязанность работодателя - обеспечить работу предприятия, то есть разработать такую систему управления персоналом, чтобы поставленные организацией цели достигались.
Особенности управления персоналом малого предприятия, которые значительно влияют на успех и эффективность бизнеса, включают целый ряд характеристик.
Гибкая организация труда и комплексный характер деятельности. В малом бизнесе важны универсальные сотрудники, умеющие выполнять различные виды работ при совмещении должностей.
Простая организационная структура. Карьера в вашей компании должна рассматриваться не с точки зрения повышения в должности, а как усложнение и расширение функциональных обязанностей, роста профессионализма, повешение заработной платы.
Индивидуальный подход. Отсутствие ряда инструктивных документов по регламентации кадровой работы с одной стороны располагает к индивидуальному подходу к каждому сотруднику, а с другой стороны, может привести к проявлению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам и к возникновению конфликтов. Будьте бдительны.
Повышенные требования к личным качествам сотрудника. Человек, не разделяющий нормы и ценности компании, скорее всего надолго не задержится.
Неформальные связи и контакты. Специфический капитал в виде личных знакомств, неформальных связей и должностных контактов сотрудников компании могут принести развивающейся компании дополнительные заказы и предложения.
Здоровье и безопасность работников малого предприятия. Руководитель компании ответственен за благополучие персонала. Здоровые сотрудники меньше отсутствуют и эффективнее работают. Если компания не может оплатить полис ДМС, помогите сотрудникам приобрести корпоративные пакеты медицинских услуг. Позаботьтесь о правильной организации охраны труда и официальном заключении трудовых договоров.
Плана по управлению персоналом должен включать перечисление способов мотивирования кадров. «Плюсами» могут быть: близость места работы к дому, прямой контакт с руководителем, высокая скорость принятия решений, отсутствие бюрократии, индивидуальный подход к сотрудникам, разные социальные возможности, наличие возможностей для карьерного роста, предоставление самостоятельности, возможность участия в процессе принятия решений, заработная плата (сравнимая с оплатой труда в крупных компаниях), возможность стать акционером компании.
Взаимоотношения внутри компании
Организовать благоприятный климат внутри компании – во власти предпринимателя. Правильный «настрой» и высокий моральный дух коллектива будет способствовать эффективной деятельности и обезопасят от неправомерных претензий сотрудников в будущем.
Характерной чертой малого предприятия является плотное взаимодействие руководителя с персоналом. Установлению деловых отношений с сотрудниками будет способствовать проявляемое руководителем уважение к каждому члену коллектива, своевременное решение возникающих проблем и устранение конфликтов, применение системы поощрений. Общение – процесс двусторонний. Если руководитель будет прислушиваться к рекомендациям, мнениям и предложениям работников, сплоченность коллектива и доверительность отношений будут гарантированы.
Инструментами общения работодателя с сотрудниками являются официальные и неофициальные беседы и дискуссии, наличие «Справочника сотрудника», доски объявлений и ящика для предложений. В справочнике сотрудника, как правило, описывается, как руководитель видит развитие компании, и какие цели ставятся перед коллективом.
В сухом остатке
Эффективное управление персоналом способствует повышению производительности труда и обеспечивает успех компании. Поиск, подбор и развитие персонала лучше всего осуществлять, основываясь на знаниях потребностей работников. В компании должна быть разработана (на основе системы оценки эффективности труда) и применяться система стимулирования персонала. Для обеспечения «прозрачности» соблюдения дисциплины и усиления степень ответственности сотрудников следует наладить кадровое делопроизводство. Постоянное деловое общение руководителя компании с работниками, своевременное решение их проблем и устранение конфликтов способствует развитию правильных деловых взаимоотношений в коллективе.