Успешному развитию компании может помешать недобросовестное ведение бизнеса контрагентами и бизнес-партнерами. В то же время, обращаться в арбитражные суды и участвовать в длительных судебных тяжбах для разрешения конфликтов, ох, как не хочется. Поэтому при возникновении конфликта, сначала следует попробовать прийти к консенсусу в досудебном порядке.
Разрешение споров возможно несколькими путями. Вариант первый - прямые переговоры. В первую очередь следует четко определить для себя, что хотим мы сами. Затем в ходе обсуждений нужно понять, чего ожидает другая сторона, важны ли для нее (и насколько) долгосрочные отношения. Проанализировав всю полученную информацию, необходимо постараться заключить справедливое для обеих сторон соглашение.
Вариант второй – посредничество. Реализуется с привлечением третьей стороны, которая участвует в переговорах и пытается привести конфликтующие стороны к компромиссу.
Это примирительная процедура, а посредник не имеет права принимать решения, он только ведет переговоры, помогает урегулировать спор, используя свои опыт и знания, старается разъяснить обеим сторонам последствия и результаты урегулирования спора с учетом интересов обеих сторон.
В обязанности посредника входит: изучение материалов, уяснение сути спора, проведение переговоров, выяснение их позиций, выработка вариантов решения спора совместно со сторонами, их обсуждение, выбор приемлемого, оформление соглашения. После чего стороны должны приступить к его реализации. Посредник же обязуется сохранить переговоры в тайне.
Вариант третий - предъявление претензии к контрагенту, не выполняющему условия договора. Сущность данной процедуры досудебного урегулирования конфликтов изложена в п. 2 ст. 452 ГК РФ. Предъявление претензии - это право, а не строгая обязанность одной из сторон договора, если только дело не касается перевозки. Нарушение договора обязывает компанию предъявить перевозчику претензию. Иск подается в суд только после того, как перевозчик отказался удовлетворить претензию (ч. 2 ст. 797 ГК РФ) или если ответ не получен в 30-дневный срок.
Форма претензии не установлена, соответственно, она составляется в произвольной форме. Целесообразно указать название и почтовый адрес контрагента, номер и дату заключения договора, сумму претензии, нарушенное условие, выдвинутое требование и срок его выполнения, реквизиты вашего банковского счета и количество приложений (договора, акты приема-передачи, экспертные заключения). Документ подписывается руководителем фирмы или индивидуальным предпринимателем.
Предъявить претензию можно в порядке, предусмотренным законом или который стороны определили самостоятельно в договоре. Ее можно направить ценным письмом или заказным письмом с уведомлением. Сроки предъявления претензии не установлены, но, как показывает практика, это можно сделать в течение периода исковой давности, который составляет три года.
Вариант четвертый – третейский суд. Данный негосударственный орган осуществляет деятельность по рассмотрению и урегулированию гражданских и хозяйственных споров.
Обращаясь в третейский суд, стороны принимают обязательство подчиниться его решению. Уже существуют постоянно действующие третейские суды, но могут создаваться и новые для рассмотрения конкретного спора. Деятельность и порядок создания третейского суда регламентируется законом № 102-ФЗ от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».
Ст. 29 и ст. 33 АПК РФ обозначают перечень вопросов, которые в компетенцию третейских судов не входят. К ним относятся разногласия по нормативным и ненормативным правовым актам, вопросы административных правонарушений, споры о взыскании обязательных платежей, о банкротстве, об отказе в гос. регистрации, разногласия между акционерным обществом и акционером (исключение: трудовые споры), вопросы о защите деловой репутации.
На сегодняшний день возможно заключение третейского соглашения в отношении спора, находящегося в арбитражном суде, если окончательного решения по спору еще не вынесено.
К преимуществам третейского разбирательства можно отнести:
1) возможность выбора квалифицированных специалистов в качестве судей;
2) конфиденциальность;
3) оперативность;
4) сумма, уплачиваемая за осуществление разбирательства, существенно ниже размера госпошлины, которую необходимо оплатить при разрешении вопроса в арбитражном суде;
5) стороны могут выбрать место арбитража.
К недостаткам можно отнести:
ограниченный круг рассматриваемых вопросов и ограниченный круг лиц, которые имеют право на обжалование решения, причем это возможно, если стороны не договорились заранее, что решение третейского суда является окончательным; отсутствие у третейских судей ответственности за неправильное или ошибочное решение, выдвинутое намеренно.